Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе гарант

Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе гарант

Ссылка не верна или страница была удалена

Если Вы попали на эту страницу, перейдя
по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес.

Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 107392, г. Москва, ул. Халтуринская, д. 6А, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 7 . Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

1. В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ в пункт 2 статьи 7 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

2. Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:

заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 246-ФЗ в пункт 3 статьи 7 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Врачи-специалисты, участвующие в медицинском освидетельствовании, медицинском обследовании и медицинском осмотре граждан, члены призывных комиссий, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями уклонению граждан от исполнения воинской обязанности либо незаконному призыву граждан на военную службу, а также препятствующие исполнению гражданами воинской обязанности или не исполняющие обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-фз»о системе государственной службы Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

11 ноября 2003 г., 6 июля 2006 г., 1 декабря 2007 г., 28 декабря 2010 г., 6 декабря 2011 г.

Принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года

Одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 года

См. обзоры изменений настоящего Федерального закона

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Государственная служба Российской Федерации

1. Государственная служба Российской Федерации (далее — государственная служба) — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее — федеральные государственные органы);

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы субъектов Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее — лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

См. Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

2. Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется.

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Статья 2. Система государственной службы

1. Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

3. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации.

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Статья 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы

1. Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы);

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

2. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Статья 4. Федеральная государственная служба

Федеральная государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Статья 5. Государственная гражданская служба

1. Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

2. Федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

3. Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

См. федеральную программу «Реформирование и развитие системы государственной службы РФ (2009 — 2013 годы)», утвержденную Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. N 261

См. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Определение военной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 6 настоящего Федерального закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие вопросы прохождения военной службы

Статья 6. Военная служба

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

См. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 7 настоящего Федерального закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе

Статья 7. Правоохранительная служба

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Статья 8. Должности государственной службы

1. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

2. Должности государственной службы подразделяются на:

должности федеральной государственной гражданской службы;

должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

должности правоохранительной службы.

3. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

4. Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента Российской Федерации.

Абзац третий утратил силу.

5. Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

Статья 9. Реестры должностей государственной службы

1. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют:

перечни должностей федеральной государственной гражданской службы;

См. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574

перечни типовых воинских должностей;

перечни типовых должностей правоохранительной службы.

2. Перечни, указанные в пункте 1 настоящей статьи, утверждаются Президентом Российской Федерации.

3. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

Статья 10. Государственные служащие

1. Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

2. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

3. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации.

4. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Нужно ли мне идти в армию, если я только что получил гражданство РФ?

Нужно ли мне идти в армию, если я только что получил гражданство РФ?

нужно обязательно сначала встать на воинский учет.

В Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (утверждена приказом Минобороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400) http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/92187/:

7. Постановка на воинский учет гражданина Российской Федерации, не пребывающего в запасе, производится в возрасте с года исполнения ему 17 лет до 27 лет только при его личной явке в военный комиссариат.

24. По решению военного комиссара с воинского учета призывников снимаются граждане, достигшие 27-летнего возраста и не призванные по какой-либо причине на военную службу. Основанием для оформления снятия с воинского учета призывников является достижение гражданином возраста 27 лет, что подтверждается его паспортом и свидетельством о рождении, копии которых должны находиться в личном деле призывника. При этом необходимо учитывать, что лицо считается достигшим предельного возраста по истечении суток, на которые приходится день исполнения ему 27 лет. На основании этого должностным лицом, отвечающим за ведение картотеки личных дел призывников, изымается личное дело призывника, изучаются документы, содержащиеся в нем, и с соответствующими выводами начальником 2 отделения военного комиссариата оно представляется на решение военного комиссара. Военный комиссар, изучив представленные документы, на учетной карте призывника производит запись: «На основании подпункта «а» пункта 1 статьи 22 и пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» начальнику 2 отделения снять с воинского учета призывников (при необходимости подготовить материал для привлечения гражданина к ответственности за уклонение от призыва на военную службу), начальнику 4 отделения принять на воинский учет военнослужащих запаса с подготовкой необходимых документов и с учетом гражданской специальности и определив годность к военной службе по состоянию здоровья» и заверяет своей подписью. После чего в учетно-алфавитной книге производится запись о снятии гражданина с воинского учета призывников по достижении предельного возраста пребывания на воинском учете граждан, подлежащих призыву на военную службу, и месте нахождения личного дела призывника.

25. Данные о гражданах, принятых на воинский учет или снятых с него, в тот же день заносятся в журнал учета движения призывных ресурсов и в базу данных персонального учета призывников.

Далее: Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 г. № 465

34. При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъектаРоссийской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.

Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.

35. Председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес.

36. В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении него заключением начальник отдела (муниципального) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в отдел (муниципальный) для получения документов воинского учета«.

Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе гарант

Руководящие документы, регламентирующие деятельность органов военного управления по обеспечению деятельности военной службы : Министерство обороны Российской Федерации. Конституции Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 1. Федеральный закон «О системе государственной службы в Российской Федерации». Федеральный закон «О статусе военнослужащих».

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Федеральный закон «Об обороне». Федеральный закон «Положение о порядке прохождения военной службы». Приказ Министра обороны Российской Федерации от 1.

  1. Поиск по строке директива 332 500 книга 2 ничего не найдено. Имеется ли у меня преимущество при определении малыша в образовательные учреждения. Почта пожалуйста помогите с книгами, мне необходимы все дгш 332500. У меня есть дгш 332 500, кому нужно, скину.
  2. Директива ЗМО по отмене выписок из ЕГРП.
  3. 3.75 MB, скачали 22550 раз, файл будет удалён 27/08/2017. Все файлы скачиваются без каких либо.

Директива 332/500 книга 1 regieikochi » 14 июля 2014 г 8(960). 1:12 10 загрузка файла — дгш-332-500. Н Покатилова скачать книги с 75 mb, скачали 12069 раз. Генерального штаба ВС РФ . Безопасности военной службы ( директива первого заместителя МО РФ от 5 ноября. Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. Директива первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 5 ноября . Дгш 332/500 книга 2 читать. Скачать файл: dgsh 332/500 kniga 2 chitat. Закачка с нашего сервера.

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 июня 2. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 1.

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2. Директива первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 5 ноября 2.

Диссертация на тему «Финансовый контроль в системе управления финансово- хозяйственной деятельности ФГУП МО РФ : на примере строительных предприятий МО РФ» автореферат по специальности ВАК 0. Финансы, денежное обращение и кредит. Федеральный закон РФ от 2 декабря 1.

Директива первого заместителя Министра обороны РФ .

База данных нормативно-технической документации. Поиск по строке: директива 332/500 мо рф. Попробуйте изменить строку поиска.

Федеральный закон РФ от 3. Часть 1»// Справочно- правовая система «Гарант». Федеральный закон РФ от 1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 1. Федеральный закон РФ от 3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 3. Федеральный закон РФ от 7 августа 2.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 3. Федеральный закон РФ от 1. Федеральный закон РФ от 1. Указ Президента РФ от 2. Указ Президента РФ от 1. Указ Президента РФ от 7 июля 1. Постановление Правительства РФ от 1.

Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1. Постановление Правительства РФ от 1. Постановление Правительства РФ от 1. Основы государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2. Президентом РФ 1.

Справочно- правовая система «Гарант». Постановление Госстандарта РФ от 6 августа 1. Приказ Министерства финансов РФ от 1.

Приказ Министерства финансов РФ от 2. Приказ ЦБР от 2. 8. Инструкция ЦБР от 2. Положение ЦБР от 1. Письмо ЦБР от 2. 4.

Положение о финансовом хозяйстве воинской части СА и ВМФ / МО.: введ. Положение о финансовом хозяйстве военного округа и соединения / МО.: введ. Положение о финансовом контроле в Министерстве обороны / МО.: введ. О мерах по улучшению финансового обеспечения строительства и подготовки Вооруженных Сил РФ / МО.: введ. Об итогах финансово- хозяйственной деятельности войск (сил) в 1. Вооруженных Сил Российской Федерации / МО.: введ.

О злоупотреблениях и нарушениях с материальными и денежными средствами в строительных организациях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации / МО.: введ. Об утверждении Положения о Финансовой инспекции МО РФ / МО.: введ.

О начальнике строительства и расквартирования войск заместителе Министра обороны Российской Федерации / МО.: введ. Руководство об особенностях организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Вооруженных Сил РФ / МО.: введ. Об итогах финансово- экономической деятельности войск (сил) в 2. Руководство по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации / МО.: введ. О результатах представления отчетности по контрольно- ревизионной работе, выявленных финансовых нарушениях и утратах материальных ценностей за 2.

УОВ МО РФ: введ. О реорганизации органов финансового и хозяйственного контроля в Вооруженных Силах РФ / МО.: директива от 0. Об улучшением контроля за выполнением должностными лицами воинских частей и учреждений МО РФ своих обязанностей по обеспечению сохранности материальных ценностей и денежных средств / МО.: директива от 2.

Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности воинской части. Финансово- экономическое обеспечение / МО.: введ.

Об основных нарушениях в финансово- экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ, выявленных в 2. МО.: введ. О мерах по предотвращению недостач и хищений денежных средств в войсках / Глав. ФЭУ МО РФ.: информационное письмо от 1. Рекомендации по анализу финансово- хозяйственной деятельности строительно- монтажных организаций Министерства обороны Российской Федерации / МО.: утв. НС и РВ МО РФ 2. 0.

Обзор судебной практики по преступлениям, совершенным военнослужащими Вооруженных Сил РФ в области финансовой и хозяйственной деятельности воинских частей / МО.: указание Министра обороны РФ от 1. Указание Министра обороны РФ от 4 января 1. Указание Министра обороны РФ от 2 ноября 2.

Указание начальника Глав. ФЭУ МО РФ и Начальника строительства и расквартирования войск МО РФ от 3. Обзор судебной практики «Об осуждении в 2. Вооруженных Сил РФ» / МО.: указание Министра обороны РФ от 1. Основные направления экономической деятельности в Министерстве обороны Российской Федерации на 2. МО.: Указание Начальника службы экономики и финансов МО РФ от 9. О результатах деятельности предприятий строительного комплекса / МО.: письмо начальника ГФЭУ МО РФ от 2.

О нарушениях в организаторской работе по предупреждению растрат и хищений денежных средств / МО.: Указание начальника Главного финансово- экономического управления МО РФ от 1. Об организации специальной подготовки и работе с кадрами Министерства обороны РФ в 2. МО.: указание начальника Службы экономики и финансов от 1.

Временная инструкция по проведению документальной ревизии финансовой и хозяйственной деятельности воинской части / МО.: Указание начальника Финансовой инспекции Министерства обороны РФ от 1. Отчеты о результатах контрольно- ревизионной работы указанных видов ВС, родов войск и военных округов за 2.

Начато 1 января 2. Окончено 1. 5 января 2. Материалы контрольно- ревизионной работы // Финансовая инспекция УОВ МО РФ. Переписка по результатам контрольных мероприятий подрядных организаций МО РФ // Глав. ФЭУ МО РФ. Андреев А. Г., Никольский Д. В. К истории становления государственного финансового контроля в России.

М.: Экономическая газета, 1. Андреев В. Д., Черемшанов С. В. Система внутрихозяйственного контроля: основные понятия // Аудиторские ведомости. М.: Финансы и статистика, 2. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1.

Управление государственными унитарными предприятиями // Вопросы экономики. Финансовый контроль в системе управления государственным сектором экономики: Дис. Изменения в МСФО по финансовым инструментам // Аудиторские ведомости. Бричко Б. Е., Федчишин Ю.

И. Становление, развитие и совершенствование системы финансового обеспечения войск (1. Часть I.: Учебное пособие. Ярославль: ЯВВФУ, 1.

Государственный финансовый контроль: методология и организация. М.: Информационно- внедренческий центр «Маркетинг», 2. Внутренний контроль: основные понятия и организация поведения // Менеджмент в России и за рубежом. Основные аспекты организации внутрихозяйственного контроля в акционерном обществе // Аудитор. Финансовый контроль на предприятии: методические вопросы // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет.- 2. Бычкова С. М., Газарян А. В. Планирование в аудите.

М.: Финансы и статистика, 2. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. Вахрина М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К0», 2.

Финансовый контроль в СССР. М.: Юридическая литература, 1. Видяпин В. И., Барсукова И.

В. Теория финансово- хозяйственного кон- троля: Учебное пособие. Вишняков В. Г., Андриченко JI.

B. Национальная безопасность российской федерации: проблемы укрепления государственно- правовых основ // Журнал российского права. Теория и актуальные проблемы / Под ред. М.: Военное издательство, 1. Военная финансово- экономическая служба России: история и современность.

Финансово- экономическое обеспечение оборонной безопасности России: проблемы и пути решения. СПб.: Изд- во СПб ГУЭФ, 2. Государственный финансовый контроль в социальной сфере // Экономист. Система внутреннего контроля организации // Бухгалтерский учет. Социально- экономические проблемы управления социалистическим производством. Гольдштейн Г. Я., Гуц А. Н. Экономический инструментарий принятия управленческих решений.

Учебное пособие для магистрантов направления 5. Досудебное финансовое оздоровление коммерческой ор- ганизации//Право и экономика. Международные стандарты финансовой отчетности на пути конвергенции//Финансовая газета.

Военно- строительный комплекс: проблемы и перспективы // Красная звезда. Дадашев А. З., Черник Д. Г. Финансовая система России: Учебное пособие. Данилевский Ю. А., Шапигузов С. М. Аудит: Учебное пособие. Рабоче- крестьянская инспекция.

М.: Го- сюриздат, 1. Емельянов А. С., Черногор Н. Н. Финансово- правовая ответственность.

М.: Финансы и статистика, 2. Ю1. Ендовицкий Д. А., Архипов А. А. Обоснование места внутреннего аудита в системе внутрихозяйственного контроля // Аудитор. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики: Дис. Нецелевое использование бюджетных средств: понятие и ответственность должностных лиц военных организаций // Право в Вооруженных Силах. Контроль как одна из функций управленческого учета // Экономический анализ: теория и практика.

Организация финансового контроля в переходный период к рыночной экономике. М.: Финансы и статистика, 1.

Казаков А. А., Кабанин Г. В. Финансовый и хозяйственный контроль // Военно- экономический вестник. Доклад о состоянии контрольно- ревизионной работы в Министерстве обороны РФ за 2. Совещание руководящего состава МО РФ. Противоречия промышленного роста // Экономист. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2.

Ковалев В. В., Ковалев Вит. Финансы предприятий: Учеб. М.: Изд- во Проспект, 2. Международные стандарты финансовой отчетности: мифы и реальность // Финансовые и бухгалтерские консультации.

М.: Финансы и статистика, 2. Финансовый контроль в дореволюционной России: очерки истории.

М.: Госфиниздат, 1. Децентрализация без потери контроля // Контроллинг. Контроль в системе управления социалистическим производством: вопросы теории и практики. Цели и задачи финансового менеджмента. Кузьма А. Я., Неупокоева О.

В., Прохорова К. В. Комплексная подготовка к единому государственному экзамену. М.: Айрис- пресс, 2. История государственного надведомственного фи. Ш нансового контроля в Российском государстве (1. Дис. канд. Лимская декларация руководящих принципов контроля. Правовое регулирование государственного финансового контроля в зарубежных странах.

Лягушев Г. Е., Федотов В. А. Управление финансами федеральных государственных унитарных предприятий военно- морского флота. Военная администрация. Военное хозяйство и * устройство тыла. СПб: Типография Ландау, 1. Маренков Н. Л., Касьянов В. В. Антикризисное управление.

Ростов — на — Дону: Изд- во «Феникс», 2. Мельник М. В., Пантелеев А. С., Звездин А. Л. Ревизия и контроль: Учебное пособие.

М.: ИД ФБК- ПРЕСС, 2. Методика ревизии по смете Министерства обороны СССР. О контроле как о составной части управленческого процесса // Деньги и кредит.

Популярная экономическая энциклопедия. М.: Изд- во «Большая российская энциклопедия», 2.

Военная служба и порядок её прохождения

Вооруженные Силы России являются неотъемлемым элементом государственности, который, как и все сферы нашего общества, находится в процессе реформирования. Успех этого сложнейшего процесса и функционирование армейского механизма непосредственно зависят от эффективности каждого его элемента. Все, от Верховного Главнокомандующего и до конкретного солдата (матроса), имеют свои полномочия и обязанности в сфере обороны Отечества. Успешная деятельность государственных и военных органов управления, должностных лиц и военнослужащих является вкладом в дело укрепления обороноспособности Отечества и развитие реформы Вооруженных Сил России.

В целях защиты Отечества, обороны страны государство осуществляет систему различного рода мероприятий политического, экономического, социального, военного и правового характера. Однако защита Отечества – это дело и самих граждан, всего народа.

В современных условиях защита Отечества – одна из важнейших конституционных обязанностей всех граждан России. «Защита Отечества, – записано в статье 59 Конституции, – является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». В соответствии с Конституцией в целях обеспечения надежной защиты Отечества, обороны страны Федеральным законом «Об обороне» закрепляется создание Вооруженных Сил, а также установлена воинская обязанность граждан.

Военная служба – важнейший вид деятельности граждан Российской Федерации по вооруженной защите Отечества. В силу значимости военной службы государство законодательно определяет основные вопросы ее содержания и порядка прохождения, права, обязанности и ответственность военнослужащих.

Основной функцией вооруженных сил всегда являлась оборона страны от нападения извне. Человек в военной форме – привычная фигура в каждой стране.

Военнослужащим в Российской Федерации признается гражданин, проходящий военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки, федеральных органах безопасности, иных государственных воинских формированиях.

Военная служба заключается в повседневном выполнении конкретных воинских обязанностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах безопасности, других воинских формированиях и органах. В Вооруженных Силах – это непосредственное участие в боевых действиях, повседневная боевая подготовка, постоянное совершенствование каждым военнослужащим своего воинского мастерства, несение боевого дежурства (боевой службы), гарнизонной и внутренней службы, соблюдение воинской дисциплины и все другие виды подготовки и обучения.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, в настоящее время, в процессе реформирования Вооруженных Сил и других силовых структур, происходят постоянные изменения в военном законодательстве, в результате чего возникают различные проблемы в правовом регулировании вопросов, касающихся порядка прохождения военнослужащими военной службы.

Во-вторых, знание офицером правовых основ и особенностей прохождения военнослужащими военной службы по призыву и по контракту является важнейшим условием эффективности его практической деятельности.

В-третьих, исследование данных вопросов представляет большой научный и практический интерес.

Таким образом, актуальность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы курсовой работы.

Проблема воинской обязанности и военной службы является достаточно изученной в научной литературе. Кроме этого, вопросы, связанные с порядком прохождения военной службы уже давно стали одним из приоритетных направлений законотворческой работы законодательных органов власти.

Однако, как показывает практика по реализации правовых норм, регламентирующих порядок прохождения военной службы, многие из них уже в недостаточной степени отвечают условиям развития нашего общества и объективным изменениям, происходящим в Вооруженных силах и других силовых структурах. Данное противоречие привело к необходимости изменения отдельных положений военного законодательства.

Объектом исследования в рамках данной курсовой работы является – военная служба, как один из видов государственной службы, имеющая свои особенности, в силу специфики выполняемых военнослужащими задач.

Предметом исследования является порядок прохождения военной службы военнослужащими по призыву и по контракту.

Выявление особенностей военной службы и исследование правовых норм, регламентирующих порядок её прохождения военнослужащими по призыву и по контракту, является целью данной курсовой работы.

Для реализации цели курсовой работы необходимо было решить следующие задачи:

Изучить правовые источники и учебную литературу, раскрывающие порядок прохождения военнослужащими военной службы по призыву и по контракту.

Ознакомиться с новыми законодательными актами по вопросам прохождения военной службы.

Осуществить сравнительный анализ правовых норм, действующих в настоящее время и регламентирующих порядок прохождения гражданами военной службы с правовыми нормами, вступающими в силу с 1 января 2005 года.

Курсовая работа подготовлена с учетом изменений, внесенных в законодательство Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение этих задач обеспечивает научную и практическую значимость курсовой работы.

Во-первых, это позволит более глубоко изучить правовые нормы, регламентирующие процесс комплектования и прохождения военной службы военнослужащими по призыву и по контракту.

Во-вторых, выявить и проанализировать изменения в военном законодательстве, касающиеся правовых основ прохождения военной службы.

В-третьих, на основе этого анализа, даст возможность представить перспективы своей практической деятельности в качестве военного юриста.

Положения, выносимые на защиту:

1. Военная служба является особым видом государственной службы, имеющим свои принципы построения и особенности осуществления.

2. Статус военнослужащего – это его положение в обществе, определяемое местом в структуре общественных отношений и важностью военной службы для обеспечения безопасности государства.

3. Статус военнослужащего обеспечивается предоставлением ему особых прав и гарантий, а также возложение на него обязанностей и ответственности.

4. Статус военнослужащего, определяющий его положение в обществе, является одновременно и юридическим статусом, имеющим юридическую силу.

5. Порядок прохождения гражданами военной службы зависит от оснований зачисления их на военную службу.

6. Основными критериями отличия военной службы по призыву и по контракту являются:

– порядок поступления граждан на военную службу;

– определение должностного положения военнослужащих;

– присвоение и лишение их воинских званий, снижение и восстановление в воинских званиях;

– военно-профессиональное обучение и подготовка;

– исполнение военнослужащими обязанностей военной службы, определение и предоставление им времени отдыха;

– увольнение военнослужащих с военной службы;

– выполнение военнослужащими особых обязанностей при введении чрезвычайного положения, военного положения и в условиях вооруженных конфликтов.

1. Правовые и теоретические основы прохождения военной службы

1.1 Правовые основы и особенности прохождения военной службы

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее – другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее – воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее – органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах1.

Правовой основой прохождения военной службы является Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы, иные нормативно правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы, статуса военнослужащих, а также международные договоры.2

Конституция Российской Федерации закрепляет основы обороны и безопасности государства.

Правовой основой создания Вооруженных Сил РФ явились Указ Президента Российской Федерации «О создании Вооруженных Сил РФ»

В указе подчеркивается, что одним из принципов строительства Вооруженных Сил является создание многонациональной кадровой армии, комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту.

Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в пределах своей компетенции издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву.

В пределах своих полномочий Верховный Главнокомандующий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, в которых законами предусмотрена военная служба.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Правительство Российской Федерации должно осуществлять меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; утверждает положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан к военной службе.

Гражданин Российской Федерации в соответствии с федеральным законом обязан защищать Отечество – Российскую Федерацию. Статья 12 Закона РФ «Об обороне»1 гласит, что комплектование ВС РФ осуществляется в добровольном порядке – по контракту, а также на основании призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Законодательство об обороне регламентирует порядок призыва граждан на военную службу, условия прохождения военной службы, а также устанавливает сроки военной службы военнослужащих. Гражданин мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящий или обязанный состоять на военном учете, не имеющий права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, подлежат призыву на военную службу.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое федеральным законом.

Содержание и порядок прохождения военной службы в мирное время определяется Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы и воинскими уставами.

Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года «Об утверждении общевоинских уставов ВС РФ»2, утверждены и вводятся в действие с 1 июля 1994 года Устав внутренней службы ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ и Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ. Министру обороны РФ поручено утвердить и ввести в действие Строевой устав ВС РФ.

Особенность правового регулирования в рассматриваемой сфере состоит в том, что общевоинские уставы ВС РФ, распространенные на военнослужащих других министерств и ведомств РФ, закрепили изменение, которые произошли в войсках, требования по повышению их боевой готовности, усилению ответственности военнослужащих при выполнении служебного долга.

Выполнение обязанностей военной службы, предусмотренное и осуществляемое в составе государственных военных организаций, есть выполнение государственных обязанностей. Другими словами, военная служба – есть служба государственная со всеми присущими ей основными чертами и принципами государственной службы в Российской Федерации.

В числе первых основных принципов государственной службы (закрепленных в законодательстве) назван принцип законности, означающий организацию и осуществление государственной службы на основе и в соответствии с действующим в государстве законодательством, что присуще и военной службе.

К военной службе относятся и другие принципы государственной службы в Российской Федерации и, в частности, такие как:

– обязательность решений вышестоящих в порядке подчиненности государственных органов и должностных лиц для нижестоящих государственных органов и должностных лиц;

– подконтрольность и подчиненность государственных органов и государственных служащих;

– внепартийность государственной службы. В государственных органах не создаются структуры политических партий и движений. Государственные служащие руководствуются законодательством и не связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений и иных общественных объединений;

– равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации;

– ответственность государственных служащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

– социальная защищенность государственных служащих и стабильность государственной службы.

Вместе с тем, военная служба, основываясь на основных принципах государственной службы, в силу специфического предназначения Вооруженных Сил, других государственных военных организаций, характера обязанностей военнослужащих (в конечном итоге – вооруженная защита государства), имеет существенные отличия или особенности по сравнению с другими видами государственной службы. Эти отличия дают основания называть военную службу особым видом государственной службы.

Особенности военной службы представляют собой установления, вытекающие из специфики военного дела, которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений. К ним относятся:

принятие военнослужащими военной присяги;

наличия у военнослужащих воинских званий;

обязательный характер военной службы для отдельных категорий граждан;

деятельность правового регулирования военно-служебных отношений;

беспрекословность воинского повиновения;

особенности в защите прав участников военно-служебных отношений;

право на хранение, ношение, применение и использования оружия;

специфика ограничений военнослужащих в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах.

Граждан, впервые поступивших на военную службу или не проходившие военной службы и впервые призваны на военные сборы, приводятся к военной присяге на верность своему народу, своей Родине – Российской Федерации.

Факт приведения к присяге имеет не только моральные, но и существенные правовые значения. Этот торжественный акт – принятие присяги – характерен только для военной службы.

Только с приведением к присяге военнослужащий может быть назначен на должность и приобретает полный объем служебных прав, на него в полном объеме возлагаются служебные обязанности, в том числе он может быть привлечен к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы).

Строгое соблюдение требований военной присяги считается нравственной и юридической обязанностью. Нарушение присяги влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность.

Отказ от привлечения к Военной присяге не допускается, поскольку в силу статьи 59 Конституции Российской Федерации, гражданин Российской Федерации при поступлении на военную службу в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных Федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.1

После привлечения на военную службу, в пределах установленных сроков, военнослужащий не вправе по собственному желанию менять место службы, занимаемую должность, прекращать выполнение служебных обязанностей, требовать изменения характера служебных обязанностей, условий их выполнения.

За не должное выполнение или уклонение от выполнения воинских служебных обязанностей предусмотрены более строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушения обязанностей военной государственной службы. Так, за несоблюдение обязанностей государственным служащим, он может быть уволен по инициативе руководителя государственного органа. Аналогичные деяния, содержащие признаки состава воинских преступлений, в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации влекут уголовную ответственность военнослужащих.

Детальность правового регулирования военно-служебных отношений также является особенностью военной службы. Уклад жизни, быт и деятельность военнослужащих детально регламентированы общественными Уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами. Это является объективной потребностью, обусловленной спецификой военной службы; защита Отечества, ценностей нашего общества, жизни и здоровья людей в условиях риска для жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках.

К гражданам, зачисляемым (поступающим) на военную службу предъявляются определенные, как правило, повышенные требования к состоянию здоровья (физическим данным), общеобразовательному цензу, по уровню профессиональной подготовки, по морально-психологическим качествам, по выполнению нормативов физической подготовки.

Беспрекословность служебного подчинения, безусловность повиновения подчиненных военнослужащих требованиям командиров (начальников) – также одна из характерных особенностей военной службы. Этот принцип военно-служебных отношений закрепляется в военной присяге, общевоинских уставах. Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил устанавливает, в частности, обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться приказу командира (начальника).

Для военной службы характерно более существенное влияние воинских званий военнослужащих на условия ее прохождения, чем влияние классных чинов (специальных званий) других государственных служащих на условия их службы.

Только в условиях военной службы предусмотрены отношения подчиненности как по должности, так и по воинскому званию, что существенно отличает воинские звания от специальных званий других государственных служащих.

Для военнослужащих устанавливаются необходимые виды и формы одежды и знаки различия, которые утверждаются Президентом Российской Федерации. При этом различные виды военной формы одежды могут иметь знаки различия по воинскому званию, персонифицированные, а также по принадлежности к Вооруженным Силам, другим войскам, виду Вооруженных Сил, родам войск (служб), различным командованием, конкретным воинским формированиям. Правила ношения военной формы одежды и знаков различия устанавливаются Министром обороны или руководителем того ведомства, в котором предусмотрена военная служба.

Военнослужащие в соответствии с установленным порядком имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия. За военнослужащим закрепляется личное оружие, которое он обязан содержать в надлежащем состоянии.

Военная служба связана с рядом правоограничений и прямых запретов для военнослужащих, которые допустимы в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации только по федеральному закону, которым является Федеральный закон «О статусе военнослужащих».

Установленные указанным Законом запреты соответствуют ограничениям, установленным для государственных служащих. Их назначение: обеспечить эффективную служебную деятельность военнослужащих служебным положением; установить препятствия возможному злоупотреблению военнослужащих; создать условия для независимости служебной деятельности.

Целью воинской обязанности и военной службы является оборона. Для её обеспечения создаются Вооруженные Силы РФ. В Федеральном законе «Об обороне» определен порядок комплектования Вооруженных Сил РФ военнослужащими.

Согласно указанной норме оно осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу, то есть воинские части укомплектовываются гражданами, проживающими вне места дислокации этих воинских частей.

Кроме Вооруженных Сил РФ военную службу граждане проходят и в других войсках, воинских формированиях и органах, перечисленных в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Таким образом, правовой основой прохождения военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы, иные нормативно – правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы, статуса военнослужащих, а также международные договоры. Они определяют основы обороны и безопасности государства, принципы военной службы как разновидности государственной службы, цели, задачи и особенности её осуществления.

1.2 Правовой статус военнослужащих

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, связанными с особенностями их службы.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации1.

Таким образом, статус военнослужащего включает:

– права, свободы, определенные Конституцией РФ и законом «О статусе военнослужащих»;

– обязанности и ответственность, установленные законами и иными нормативными актами;

– социальные гарантии и компенсации, предоставляемые государством.

Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты. Правовая и социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах.

Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Права и свободы военнослужащих определены Конституцией РФ и российским законодательством. Они определяют1:

1. Защиту свободы, чести и достоинства военнослужащих. Военнослужащие находятся под защитой государства. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Право на свободу передвижения и выбор места жительства. Оно связано с определенными ограничениями и реализуется с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы (ст. 6).

3. Право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании. Однако, военнослужащие, реализуя это право, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира (ст. 7).

4. Свободу совести и вероисповедания. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. В то же время, военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по религиозным мотивам и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии (ст. 8).

5. Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями. Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления (ст. 9).

6. Право на труд, которое реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту назначение на высшие воинские должности, повышение квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного выбора, увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж (ст. 10).

Закон «О статусе военнослужащих» кроме прав, определяет и ограничения, связанные с исполнением служебных обязанностей. Военнослужащие не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы; заниматься предпринимательской деятельностью, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение; использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы; получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами и др;

7. Право на отдых. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, (за исключением боевого дежурства, учений, походов кораблей и другие мероприятия), не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется в соответствии с требованиями закона «О статусе военнослужащих».

Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.

Перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени приводится в Приказе ФСБ РФ от 26 декабря 2001 г. №685, Приказе Федеральной службы охраны РФ от 18 июня 1999 г. №197, Приказе Минобороны РФ от 10 ноября 1998 г. №492

Для отдыха военнослужащим различных категорий, предоставляется: ежегодный основной отпуск, учебные отпуска для подготовки к вступительным экзаменам и сдачи вступительных экзаменов, каникулярные отпуска во время перерывов в учебных занятиях, творческие отпуска, отпуска по болезни, отпуск по личным обстоятельствам. Военнослужащим-женщинам предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком (ст. 11).

8. Денежное довольствие, которое заключается в выплате определенного денежного вознаграждения каждому военнослужащему за выполнение служебных обязанностей по военной службе.

Денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), до 120 процентов оклада по воинской должности1.

9. Продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое обслуживание военнослужащих. Продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в одной из следующих форм:

– организация питания по месту военной службы

– выдача продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера;

– выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (только за время их нахождения в местах использования отпуска) денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере, установленном Правительством Российской Федерации.

– выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, на время нахождения в пути следования, а также на время нахождения в пунктах командировок.

10. Право на жилище. Государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Предоставление жилых помещений военнослужащим осуществляется в соответствии с Законом «О статусе военнослужащих» и жилищным законодательством РФ.

При этом необходимо учитывать, что в порядок предоставления военнослужащим жилых помещений, существенно изменился, в результате принятия новых нормативных актов. Среди них, особое значение имеют: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (вступающий в силу с 1 января 2005 года), Федеральный закон от 20 июля 2004 г. №71-ФЗ, Приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. №80, Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ (вступающие в силу с 1 января 2005 г.).

В зависимости от условий, указанных в Законе «О статусе военнослужащих», в настоящее время военнослужащим предоставляются служебные жилые помещения или жилые помещения на общих основаниях (ст. 15).

11. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях, в порядке установленном Правительством РФ1.

12. Страховые гарантии военнослужащим. Право на возмещение вреда. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (ст. 18).

13. Право на образование и права в области культуры. Военнослужащие – граждане имеют право на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования (в том числе на получение послевузовского образования) и на курсах (факультетах) подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации военнослужащих.

Порядок приема военнослужащих в указанные образовательные учреждения и обучения в них определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения (ст. 19).

14. Проезд на транспорте и почтовые отправления. Эти права военнослужащих, в связи с принятием новых правовых норм, с 1 января 2005 года, будут существенно изменены.

Так, например, военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе:

– железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы;

– на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно1.

Что касается остальных прав военнослужащих на транспорт, то они, в основном сохранены, за исключением того, что «бесплатный проезд» заменён на «проезд на безвозмездной основе» (ст. 20).

15. Право военнослужащего на обжалование неправомерных действий.

Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы.

Неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров могут быть обжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

1. Изменения в законодательстве, затрагивают, прежде всего, льготы и социальные гарантии военнослужащих.

2. Эти изменения не смогут коренным образом повлиять на правовой статус и социальную защищенность военнослужащих, если своевременно будут приняты меры компенсационного характера.

Законодательством на военнослужащих возлагаются и определённые служебные обязанности. По своему содержанию они подразделяются на:

Общие обязанности распространяются на всех военнослужащих, независимо от их должностного положения, воинского звания, принадлежности к виду или роду войск, воинскому формированию. Они изложены в статье 26 Закона «О статусе военнослужащих» и в общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ. В них выражается существо воинского долга, который обязывает военнослужащих быть:

– быть верными Военной присяге, беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;

– строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

– дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;

– совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

– быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

– соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ст. 26).

Должностные обязанности военнослужащих определяются соответствующими законодательными актами, воинскими уставами, другими нормативными документами применительно к должностям, которые могут занимать военнослужащие.

Специальные обязанности возникают в связи с возложением на военнослужащих заданий, выполнение которых выходит за рамки его повседневных обязанностей по занимаемой должности. А именно, при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлечении для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах.

Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Исполнение служебных обязанностей военнослужащими, связано

Смотрите еще:

  • Закон о военной службе в армии Федеральный закон о службе в армии Федеральный закон о службе в армии Президент России подписал, запрещающий брать на госслужбу уклонившихся от армии «без законных оснований» в течение 10 лет с момента соответствующего решения комиссии. Принятый ранее закон запрещал […]
  • Коап ст 1561 Коап ст 1561 Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите […]
  • Какие услуги может оказывать ип юридическим лицам Какие услуги может оказывать ип юридическим лицам Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей […]
  • Статья 3301 гражданского кодекса Статья 3301 гражданского кодекса Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового […]
  • Не утверждение мирового соглашения гпк Не утверждение мирового соглашения гпк Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового […]
  • Норма рабочего времени для сторожа Норма рабочего времени для сторожа Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового […]
  • Обобщение по ст 157 ук рф Обобщение по ст 157 ук рф Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения […]
  • Федеральный закон о внесении изменений в коап рф Федеральный закон о внесении изменений в коап рф Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей […]