Досмотр в метро москвы

Можно ли отказаться от досмотра на входе в метро?

14 сентября 2015 в 13:30

На станциях метро активно досматривают пассажиров: в подземке установлены рамки-металлоискатели и видеокамеры, распознающие лица, и сотрудники метрополитена выборочно останавливают людей, чтобы просмотреть их сумки в специальном рентген-аппарате. The Village узнал, можно ли отказаться от такого досмотра.

Павел Астафьев

заместитель начальника отдела по связям со СМИ Московского метрополитена

Если пассажир не захочет проходить досмотр через рамку или предоставить вещи на рентген-контроль, ему предложат покинуть территорию Московского метрополитена. Принуждать предоставить сумку на проверку сотрудники службы безопасности метрополитена не могут, поэтому в такой ситуации они предлагают пассажиру выйти и воспользоваться другими видами транспорта.

Александр Борисов

юрист, председатель общества защиты прав потребителей «Росконтроль»

Не предъявить вещи на рентген-контроль при соответствующей просьбе можно. Регламенты Минтранса предусматривают досмотр вещей в зданиях массового скопления — аэропортах и железнодорожных вокзалах. В метро речь идёт о собственной безопасности, там таких регламентов пока нет, поэтому, если человек отказывается предъявлять сумку, его должны пропустить. Сотрудники метрополитена не правоохранительные органы — задерживать и досматривать человека они не могут.

На каком основании проводят досмотр вещей в метро?

В последнее время все станции метрополитена в Москве оборудовали специальным оборудованием для досмотра крупногабаритных вещей. Т.е. при входе предлагается всем у кого больше сумки просветить их через сканер.

В соответствии с каким нормативным актом происходит данная процедура? И что будет в случае, если человек откажется просвечивать сумку?

Например, если это кофр для перевозки животного, где оно содержится и его нельзя просвечивать.

В данном случае должны проводить досмотр вещей? Если да, то есть ли установленный регалмент.

Ответы юристов (2)

В соответствии с Указом президента Российской Федерации № 403 от 31 марта 2010 года «О создании комплексной системы обеспечения безопасности на транспорте» правительством Российской Федерации разработана и утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, целью которой является защита жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Сотрудник Службы контроля на метрополитене может предложить пассажиру пройти через рамку лишь в добровольном порядке. В случае отказа добровольно пройти через рамку металлообнаружителя, досмотр пассажира и его багажа может быть произведен только сотрудником полиции в рамках прав и полномочий, предоставленных ему ФЗ «О полиции». Правом же проводить досмотр пассажира и его багажа, сотрудники метрополитена не наделены.

Уточнение клиента

Вы говорите про рамку. Мой вопрос заключался в просвечивании вещей на оборудовании. Или в этом случае аналогичная ситуация? Спасибо!

19 Августа 2016, 13:31

Здравствуйте, Наталья! Досмотр вещей вправе производить только сотрудники полиции в целях предотвращения правонарушений, а также досмотр вещей лиц в целях выявления орудий и средств совершения правонарушения.

Вот некоторая информация по данному вопросу:

В метро в полном объеме заработали досмотровые зоны. С сегодняшнего дня сотрудники службы безопасности имеют право выборочно проверять пассажиров. Тотального досмотра не будет. Как уточняет портал «В Подмосковье», проверять будут только тех, кто вызывает подозрение, например, неадекватных пассажиров или тех, на кого среагировало оборудование.
Досмотровые зоны установлены в 294 вестибюлях. Они состоят из рамок-металлоискателей, оборудования, фиксирующего взрывчатые вещества и наркотики, а также видеокамер, распознающих лица. Таким образом система можно обнаружить находящихся в розыске. «Подозрительных» пассажиров попросят пройти через рамку и добровольно показать свои вещи. Отказавшихся проходить досмотр в метро не пустят. Через пункты контроля также не пропустят пассажиров с неопасными запрещенными предметами.Заработал в столице один из самых скандальных госпроектов затрагивающий прямо миллионы потребителей метро, без обсуждений населения или экспертов и без конкурсов непонятно кем (выгодоприобретатель?) на самом массовом транспорте города введены ужесточения равные аэропортовым и включено в действие невероятно спорное по смыслу оборудование (вроде бы написано, что оно «умеет искать наркотики и даже опр. химическую взрывчатку»-что видимо невероятно изобретение 21 века). Нанят дополнительный персонал метро на дополнительные и долгосрочные убытки городу и пассажирам.Какие советы Общества будут потребителям Московского метрополитена?
Есть множество вопросов, которые НИКТО даже в метро не пытался прорабатывать, очевидно проект готовился в спешке:
1. Гражданский обслуживающий персонал, не имеющий полномочий досмотра. Правомерность отказа в доступе в метро при отказе общения с ними?2. Никто просто не вспомнил целую категорию граждан и пассажиров — носителей кардиостимуляторов, которым во всех мировых аэропортах и правилах авиационной безопасности сделаны исключения по проходу через рамки металлоискателей и иному электро-магнитному оборудованию (во всей Японии до сих пор запрет на сотовую связь на всем общ. транспорте действует по причине этих самых пассажиров с кардиостимуляторами). Кардиостимулятор не отменяет телесного досмотра при посадке в самолет — но гражданский персонал в метро не имеет полномочий его проведения и ведь по закону требуются понятые и протокол.3. Каковы действия пассажира при явно необоснованном отказе доступа в метро? Как документально фиксировать? Например у вас металлический имплант, зубной протез или просто ключи, которые дают сигнал, а вы отказываетесь на досмотр «гражданскими». Или у вас например шляпа и гражданский возможно измываясь пытается заставить пройти вас повторно, но со снятой шляпой чтобы ваше лицо «засняла» камера. Звать полицейского составлять Протокол о нарушении ваших прав доступа в общ. транспорт, подавать заявление? Есть ли судебные перспективы у иска к Московскому метро или городским властям в таком случае? По медицинским показаниям (имплант) вы легко доказываете, что срабатывание оборудования будет 100%, но отказ в доступе неправомерен. Наличие импланта и т.д. охраняется понятием «врачебной тайны» в части отказа разглашения своего мед. состояния гражданским лицам? (статья 13 — 323 ФЗ)http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=168659

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Могут ли пассажира не пустить в метро за отказ проходить досмотр?

При входе в метро часто просят показать, что внутри моей сумки. Это вообще законно? Могу я такие просьбы просто игнорировать, или же меня в таком случае могут не пустить в метро?

Отвечает юрист сервиса Правовед.ru, Натан Будовниц:

— В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», досмотр физических лиц проводится исключительно в целях обеспечения безопасной перевозки пассажиров и транспортных средств. Осуществлять проверку багажа, ручной клади и других личных вещей могут только сотрудники полиции и метрополитена. Их действия направлены на своевременное выявление и обнаружение лиц, пытающихся пронести в метро запрещённые к провозу предметы, угрожающие жизни и здоровью остальных пассажиров. Например, ножи, пистолеты или взрывчатку. Даже обычная проверка документов может помочь в поимке преступника, находящегося в розыске.

Досмотр может быть осуществлён уже после того, как человек приобрёл проездной билет и прошёл рамку металлоискателя. Также законом предусмотрена процедура повторного досмотра при необходимости. Отмечу, что, попадая в метро, пассажир, согласно целому ряду нормативно-правовых актов, должен соблюдать требования службы безопасности. Конечно, он может отказаться показать содержимое своей сумки или чемодана, но в таком случае у проверяющих будут все основания не пускать пассажира на территорию метрополитена, поскольку отказ от досмотра является основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке.

Пассажиров вписали в рамки

В первую очередь документ уточняет правила прохода пассажиров в метро. Сейчас они требуют тотального досмотра всех, кто входит в подземку, но в час пик провести такой досмотр сложно, если не невозможно. Минтранс решил воспользоваться опытом Москвы при корректировке документа. В столице идет выборочный досмотр при входе в метро. Проект приказа закрепляет основания досмотра.

Во-первых, он коснется только лиц, которые ведут себя подозрительно. Этим должны заниматься специалисты, знающие тонкости профайлинга, отмечает генеральный директор Российского информационного агентства «Индустрия безопасности» Сергей Груздь. Во-вторых, досмотреть могут тех, на кого отреагировали рамки металлообнаружителя.

Еще один пункт проекта приказа требует повсеместно допускать пассажира по билету и паспорту в так называемую зону транспортной безопасности. Такая практика сейчас существует при посадке на скоростной поезд «Сапсан» и еще в авиации.

Изменения означают, что и на другом транспорте можно будет вводить «чистые зоны», куда еще до посадки пассажир попадает после предварительной проверки документов и досмотра и куда могут не пустить провожающих.

Чтобы у пассажиров не возникали лишние сложности при досмотре того, что не запрещено к провозу, но является каким-либо химическим веществом, которое может вызывать подозрения, проект приказа министерства транспорта прописывает, что это вещество должно быть в упаковке, снабженной сопроводительной информацией.

«Ранее на владельцев транспортной инфраструктуры была возложена обязанность осуществлять досмотр различного рода реагентов, — объясняет Сергей Груздь. — Возникал вопрос, а как технически это исполнить — вскрывать упаковки, проводить анализы? Но для этого нужны специальная подготовка и оборудование».

Минтранс решил внести ясность в данный пункт требований. Те, кто проводит досмотр, при обнаружении «химического» багажа должны убедиться в целостности заводской упаковки и наличии правильно оформленных сопроводительных документов. Таким образом, перевозка реагентов во вскрытой или внештатной упаковке не допускается. При этом перечень опасных и воспламеняющихся веществ, которые запрещены в транспорте, не изменяются. Если они будут обнаружены у пассажира, служба досмотра имеет право изъять их.

Минтранс предлагает поставить точку в споре — можно ли пропускать на поезд, самолет, автобус и в круиз пассажира с билетом на латинице и паспортом на кириллице. Формально сейчас билет на латинице и паспорт на русском языке можно считать не соответствующими друг другу, пояснил Груздь. По международным правилам перевозочные документы выписываются многими системами бронирования на латинице, при этом пассажир, покупая билет, сам «переводит» свою фамилию и имя. Встречаются фамилии, где при написании кириллицей и латиницей возникает несоответствие, и некие эксперты посчитали, что можно подменить фамилию при ее «переводе».

Подготовленные минтрансом изменения предусматривают возможность идентификации пассажира по билету на латинице и паспорту на кириллице. А если разночтения в транслитерации слишком велики, то такого пассажира могут не пропустить на транспорт и передать правоохранителям.

Досмотр в метро москвы

Почти 12 млн пассажиров досмотрели сотрудники службы безопасности Московского метрополитена в мае 2018 г. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщил заместитель мэра столицы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

«Почти 12 млн пассажиров досмотрели инспекторы метро в мае 2018 г., что в два раза больше, чем в мае прошлого года. Такой рост связан с переходом досмотровых служб Московского метрополитена на усиленный режим работы в связи с подготовкой к чемпионату мира по футболу. В связи с этим на станциях увеличен штат инспекторов и возросло общее число проверок», — пояснил М.Ликсутов.

Он отметил, что также за отчетный месяц работники службы безопасности проверили на досмотровых зонах более 6 млн единиц багажа и выявили 44 тыс. опасных предметов, которые запрещено проносить на территорию метрополитена.

«Всего с начала 2018 г. инспекторы досмотрели более 27 млн единиц багажа. Мы просим москвичей с пониманием относиться к подобным мероприятиям. Проверка багажа с помощью рентгеновских установок занимает всего пару минут, однако помогает выявить запрещенные к провозу предметы и всесторонне защитить пассажиров метро», — заключил М.Ликсутов.

Тема: Безопасность в метро

Primary Menu

Комментарии свободны, факты священны

Если в прошлом году досмотр в столичной подземке прошли всего 400 тысяч пассажиров, то в этом сотрудники службы безопасности проверили уже более 11 млн человек. С помощью установленных на станциях досмотровых аппаратов они проверили 6,5 млн сумок и чемоданов (в прошлом году всего 300 тыс.), выявили 25 тыс. предметов, запрещенных к перевозке. Об этом сообщил начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов.

Скоро полномочия сотрудников службы безопасности транспортных предприятий, в том числе и метрополитенов в нашей стране, еще более расширятся. Они получат право даже не только носить, но и применять огнестрельное оружие. Соответствующие поправки в транспортное законодательство ждут подписания в правительстве РФ.

Собственно, закон, предусматривающий существование подразделений безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, сотрудники которых обладают практически такими же правами, что и полицейские, существует в России уже два года. В том числе касающимися и оружия, и проведения обязательных досмотров и профайлинга — собеседования, в ходе которого по мимике, эмоциям, реакциям можно предположить, есть ли у человека какой-либо преступный умысел. Не хватает пока лишь подзаконных актов для того, чтобы подобные службы получили необходимую аккредитацию. Эти-то документы и готовятся сейчас к подписанию в правительстве РФ.

Как сообщили «РГ» в Министерстве транспорта РФ, сотрудники будущих подразделений обязаны будут ежегодно проходить профилактические медосмотры, включающие в себя исследования на наличие в организме наркотических, психотропных веществ и их метаболитов, а также периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и спецсредств. После профподготовки и медосмотра они будут иметь право при исполнении должностных обязанностей на применение физической силы, специальных средств и служебного огнестрельного оружия в порядке, предусмотренном ФЗ от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ «О ведомственной охране».

Пока же служба безопасности в том же метро, например, лишь предложит подозрительному пассажиру пройти досмотр, а тот, в свою очередь, имеет право отказаться от этого. В итоге ее сотруднику, рассказали «РГ» в пресс-службе столичного метрополитена, остается лишь предложить этому человеку добровольно покинуть метро. Ну а если они откажутся, то вызвать сотрудника полиции, у которого есть все права провести досмотр. Когда же подзаконные акты будут приняты, службу безопасности метро преобразуют в подразделение транспортной безопасности, и она сможет обходиться своими силами.

По мнению руководителя информагентства «Индустрия безопасности» Сергея Груздя, подразделения транспортной безопасности смогут заработать в полную силу быстро, ведь сегодня службы безопасности фактически уже выполняют их роль и имеют обученные кадры. Да сами пассажиры стали значительно бдительнее. Они обращают внимание на забытые вещи, сообщают о подозрительных предметах по громкой связи машинисту. В случае необходимости на следующей станции вагон встречает сотрудник полиции.

Смотрите еще:

  • Дтп оформление закон Новые правила оформления ДТП 2018. Памятка по ДТП (схема ДТП, ОСАГО, вызов ГАИ) Данную памятку советуем всегда иметь в бардачке, поскольку в случае ДТП человек обычно находится в состоянии шока и не всегда может адекватно действовать. Между тем, неправильные показания […]
  • Адвокат размер отчислений Об установлении повышенных отчислений на общие нужды палаты для адвокатских кабинетов В Совет Адвокатской палаты Ростовской области Адвоката: Похиндян Карен Азатович Уважаемые члены Совета Адвокатской палаты Ростовской области! 07 февраля 2015 года на очередной […]
  • Соболев олег александрович юрист Как выкупить заброшенный участок Добрый день, Уважаемые Юристы! Купили в снт участок, соседний участок тоже свободен. 20 лет взносы не платятся он заброшен. в СНТ дали Имя Отчество Хозяина. сказали ищите его.. по старым телефонам которые дали соседи никто не подходит. […]
  • Компенсация при увольнении страховые взносы 2012 Компенсация отпуска при увольнении и НДФЛ Актуально на: 11 ноября 2015 г. Если у вас увольняется работник, то в день увольнения вы должны выплатить ему компенсацию за неиспользованный отпуск (ст. 127, 140 ТК РФ). Сделать это нужно независимо от того, по какой причине […]
  • Жк рф ст 153 2018 год Статья 153 ЖК РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги Текущая редакция ст. 153 ЖК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год 1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и […]
  • Материнский капитал на 1 ребенка в крыму Материнский капитал в Крыму Новый год наступил, а вместе с ним прилетели и первые "ласточки" с материнского фронта. Согласно последним новостям, 16 февраля 2015 года жителям республики Крым и г.Севастополь - были впервые выданы сертификаты на материнский капитал. Кто […]
  • Попадает ли ст 158 ч 2 под амнистию Амнистия в 2017 году На данный момент невозможно с точностью сказать о том, будет ли в 2017 году амнистия или нет. Поэтому пока лучше разобраться что под собой подразумевает этот термин, и какие стать РФ под него подпадают. Основные сведения относительно амнистии В […]
  • Восстановление прав при утере 2018 стоимость Стоимость и процедура восстановления водительских прав Ситуации, когда происходит утеря водительского удостоверения, происходят достаточно редко. И если вы столкнулись на практике с подобной ситуацией, необходимо восстановить утерянные документы для возможности […]