Академические права и свободы педагога

Какими академическими правами пользуются педагогические работники в России?

Общество Законодательство

В России каждый педагог обладает особым статусом и ему предоставляются права и свободы, основной задачей которых является поднятие престижа профессии на новый уровень и увеличение ее значимости. Правительством нашей страны постоянно улучшаются условия труда преподавателей. Именно поэтому популярность профессии педагога растет с каждым годом.

У педагогов имеются следующие академические права и свободы, которые установлены на законодательном уровне:

  • Преподаватели могут свободно выражать свое мнение, никто не должен вмешиваться в их профессиональную деятельность и диктовать свои условия.
  • Педагоги сами выбирают подходящие для своего учебного заведения формы и методы обучения, которые должны быть методически обоснованы.
  • Каждый преподаватель имеет право разрабатывать и внедрять в учебный процесс собственные программы и авторские инициативы.
  • В рамках образовательной программы педагогический работник может выбрать подходящий учебник, учебное пособие и методический материал.
  • Каждый преподаватель имеет право участвовать в разработке различных образовательных методик и программ.
  • Педагогические работники могут беспрепятственно осуществлять научную и исследовательскую деятельность в рамках своей специализации.
  • Преподаватели могут самостоятельно создавать общественные организации профессионального уровня и участвовать в их деятельности.

Данные академические права педагогов осуществляются в соответствии с законом РФ и учитывают права и свободы прочих участников образовательного процесса независимо от их региональной принадлежности и стажа.

Академические права и свободы участников образовательного процесса: современное состояние

Эволюция понятия «академические права и свободы» в современном университете

Права и свободы педагогических работников предусмотрены в статье 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29. 12.2012 №273-ФЗ. Они разделены на две группы:

1) академические права и свободы,

2) трудовые права и социальные гарантии.

Разработчики закона подчеркивают особый статус педагогических работников в обществе. В первую из названных групп включены гражданские права, связанные с участием в отношениях, второй стороной которых выступает администрация образовательного учреждения (право на защиту профессиональной чести и достоинства и гарантии защиты этого права; право на объединение в общественные профессиональные организации; право на участие в управлении образовательной организацией и др.), несмотря на то, что логично их отнести к гражданским и трудовым правам всех работников образовательных организаций.

Перечень академических прав педагогических работников является закрытым. Следовательно, расширение данного перечня на уровне законов субъектов Российской Федерации не предусмотрено.

Академические права и свободы педагога — это мера возможного поведения специалиста в соответствии со своим пониманием профессиональных задач и миссии данной профессии.

Если рассматривать содержательное наполнение академических прав и свобод педагогических работников, то условно можно выделить следующие права:

1) права, непосредственно относящиеся к учебному процессу и

научной деятельности (свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания; право на выбор учебников, право на осуществление научной, творческой и исследовательской деятельности и т.д.);

2) права на материально-техническое и информационно-

методическое обеспечение своей деятельности;

3) права на участие в управлении образовательной организацией, в общественных профессиональных организациях и защиту профессиональной чести и достоинства.

Кроме того, законом «Об образовании в Российской Федерации» закрепляются трудовые права и социальные гарантии педагогических работников.

Статья 50 указанного закона отдельно выделяет должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам организаций, реализующих образовательные программы высшего образования. В этой же статье закреплены отдельные права научных работников образовательных организаций, которые, на наш взгляд, не расширяют, а дублируют уже перечисленные академические права и свободы педагогических работников.

Cравним формулировки академических прав и свобод рассматриваемого закона с другими источниками.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1907 — 1909 гг.) под академическими свободами понимает «право высших учебных заведений в лице профессоров на самоуправление; определение программ преподавания и внутреннего порядка высших учебных заведений, выбор профессоров и ректоров независимо, без вмешательства посторонней административной власти» [31].

Доктор педагогических наук, действительный член Российской академии образования Бим-Бад Б.М. дает такое определение в Педагогическом энциклопедическом словаре: «Академическая свобода — предоставление определённых прав работникам образования (профессорско-преподавательскому составу, научным работникам и студентам вузов). Означает возможность для преподавателя — свободно излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы и методику для научных исследований, а для студента — получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность руководства образовательного учреждения за создание оптимальных условий для свободного поиска истины.» [21].

Следующее определение Академической свободы заимствовано из «Декларации Академической свободы и полномочий» 1966 года Американской ассоциации университетских профессоров. Она была введена в действие Советом Попечителей в январе 1971 года в качестве положения Калифорнийских Государственных Колледжей:

«Академическая свобода — это право преподавателей на полную свободу в исследованиях и в публикации их результатов, при условии надлежащего исполнения других закрепленных за ними академических обязанностей. Однако исследования, проводимые с целью зарабатывания денег, должны быть основаны на соглашении с администрацией института.

Концепция свободы неразрывно связана с концепцией ответственности. Университетский преподаватель является гражданином, членом профессиональной ассоциации, и должностным лицом института. Выступая устно или письменно, как гражданин, преподаватель должен быть свободен от институтской цензуры или дисциплины, но осознавать, что специальная позиция влечет специальную ответственность. Как член профессиональной ассоциации и должностное лицо, он должен помнить, что публика может оценивать эту профессию и этот институт по его высказываниям. Поэтому преподаватель все время должен быть аккуратен, проявлять соответствующую сдержанность, выказывать уважение к мнениям других, и прилагать все усилия для обозначения, что он не является официальным представителем института» [5]. Декларация Академической свободы и полномочий. Американская ассоциация университетских профессоров — [электронный ресурс].

URL: http: //galaktionov. maillist.ru/acadfree.html.

Термин «академическая свобода» использует в своей Декларации академической свободы [6] и американский ученый физик Дмитрий Рабунский, главный редактор журнала «Экспериментальная физика». Опубликованная в 2006 году Декларация содержит уже 12 статей, фиксирующих права человека в научной деятельности и устанавливающих базовые правила демократии и толерантности в международном научном сообществе.

Сравнивая приведенные формулировки «академических прав и свобод» и их объем можно констатировать, что впервые в истории российского законодательства об образовании сведены в единый комплекс и зафиксированы академические и трудовые права и свободы всех педагогических и научных работников образовательных организаций. Это наиболее полно отражает Рекомендации ЮНЕСКО/МОТ о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования 1997 года. Рекомендации ЮНЕСКО/МОТ о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования 1997г. — [электронный ресурс]

URL: http: unesdoc. unesco.org/images/0016/001604/160495r. pdf

Однако нужно отметить, что за прошедшее время со дня вступления закона «Об образовании в Российской Федерации» в силу механизм реализации академических прав и свобод не получил официального закрепления ни в одном документе Министерства образования и науки. Таким образом, можно предположить, что содержательное наполнение и реализация академических прав и свобод по-прежнему будут предметом локальных нормативных актов организаций, которые в прямой степени зависят от уровня открытости организации, этических и профессиональных норм конкретной образовательной организации.

Рассмотрим историю развития академических прав и свобод, которая берет свое начало с университетов Европы и Америки.

Возьмем за основу наиболее общую и краткую формулировку «академической свободы» из Британской энциклопедии (Британника, Encyclopaedia Britannica): «Академическая свобода — права преподавателей и научных сотрудников, в частности, в институтах и университетах, развивать свою область знаний и выражать свою точку зрения без боязни притеснений или увольнения с работы. Эти права основываются на положении, что открытость и свобода исследований в пределах области специализации преподавателя или ученого необходимы для успешного добывания знаний и существенны для надлежащего исполнения образовательных функций». Британская энциклопедия (Британника, Encyclopaedia Britannica) [электронный ресурс].

URL: http: //global. britannica.com/EBchecked/topic/2591/academic-freedom

Концепция академической свободы подразумевает, что пребывание в должности зависит преимущественно от компетентности преподавателя в его предметной области и его соответствия существующим стандартам профессиональной честности, а не от посторонних соображений, таких как политические или религиозные убеждения. Академическая свобода существует не ради комфорта или удобств преподавателей и ученых, а для пользы всего общества, исходя из его долгосрочных интересов.

Употреблять данный термин, как считается на Западе, начали приблизительно с 17 века. Хотя академическая свобода существовала в университетах и в средние века, в то время она означала некоторые юридические права, например, право автономии и право гражданской или церковной защиты, которыми пользовались некоторые гильдии, образующие студенческие сообщества (studium generale) или университеты.

До 17 века интеллектуальная активность в университетах была ограничена, в основном, теологическими соображениями, и мнения или выводы, которые противоречили религиозным доктринам, как правило, отвергались как еретические. В конце 17 века работы таких деятелей как английские философы Джон Локк и Томас Хобс (John Locke and Thomas Hobbes) проложили дорогу для академической свободы в ее современном смысле. Их работы продемонстрировали необходимость отсутствия ограничений на исследования в науке и общего подхода в обучении, свободного от предрассудков любого рода. Однако ни Локк, ни Хобс не поддерживали неограниченную академическую свободу.

Немецкие университеты в Галлe и Геттингене, основанные соответственно в 1694 и 1737 году, были первыми европейскими университетами, которые предлагали широкую академическую свободу с незначительными отклонениями от ее основ. Берлинский университет, основанный в 1810 году, предложил доктpинy Lehr — und Lernfreiheit («свобода обучать и изучать») и укрепил позиции Германии как лидера академической свободы в 19 веке. В 18 и 19 веках университеты в Западной Европе, Великобритании и Соединенных Штатах пользовались все возрастающей академической свободой, поскольку признание экспериментальных методов в науке становилось все более распространенным, и религиозные конфессии уже не могли по-прежнему строго контролировать деятельность университетов. Однако в Великобритании до конца 19 века существовали религиозные экзамены по окончании института и вступления в должность преподавателя.

Философские исследования вопросов о сущности университета, университетской автономии и академической свободы проводили представители немецкой идеалистической философии (Фихте, Шлейермахер, Гумбольдт). Их труды сформировали концепцию классического университета с основополагающими принципами институциональной автономии, академической свободы, единства обучения и научных исследований.

Немецкий ученый и иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук Герман Гельмгольц, при вступлении в должность ректора Берлинского университета в 1877 году произнес программную речь «Об академической свободе германских университетов» [22], в которой сформулировал теорию сочетания академической свободы и ответственности университетов, которая легла в основу содержания принципа академической автономии в Болонском процессе. В этой речи также анализировалась история возникновения университетов в средние века, история развития и становления их независимости от государства и церкви. К концу 19 века, согласно типологии Гельмгольца, сформировались 3 типа университетов — английский (независимый, корпоративно-замкнутый), французский (подчиненный администрации, контролируемый и регламентируемый) и немецкий (отличающийся свободой учить, т.е. правом каждого преподавателя излагать свой предмет по своему разумению и пониманию, помимо всяких официальных программ, и свободой учиться, т.е. правом студента выбирать науки и преподавателей). Гельмгольц отмечает, что в конце 19 века немецкая модель университета становиться доминирующей.

Вообще период между 1831 и 1933 гг. можно считать столетием неоспоримого мирового превосходства немецкоязычной науки, которая по существу являлась университетской наукой. Институциональную предпосылку этого явления создает в это время структура немецкого университета — «университет Гумбольдта”, которая находит всемирное признание и служит примером для подражания. И только лишь в 1933 году автономия высшей школы начнет ограничиваться в нацистском государстве и станет насаждаться нацистское мировоззрение.

Берлинский университет Фридриха Вильгельма был основан в 1808 году прусским королевским декретом, он стал моделью немецкого университета 19-20 в. в., вплоть до реформ 60-х годов. Эта модель была названа университетом Гумбольдта, поскольку его структура и те задачи, которые перед ним стояли, в основной своей части были сформулированы и реализованы тайным государственным советником Вильгельмом фон Гумбольдтом.

Сам Гумбольдт считал свою концепцию золотой серединой между английской и французской университетской моделью. В Оксфорде и Кембридже наукой занималась в основном аристократическая элита, не имевшая интереса к исследованиям. Здесь продолжал существовать средневековый университет, находившийся под управлением церкви, что сказывалось в монастырском образе жизни (college-system) и в отсутствии принципиального признания свободы науки. Исследования, в свою очередь, были делом гражданского общества, которое частным образом заботилось об их финансировании и обнародовании, а также сферой деятельности академии (Royal Society).

Во Франции же после 1806 года двадцать два бывших университета страны были понижены до уровня специальных школ, управляемых и координируемых институтом, который назывался «Императорский университет”. Исследования были исключены из университета в пользу государственного учебного плана и достались академии. Эта французская модель уже в начале 18 века под влиянием Лейбница была перенесена в Россию Петром Великим и много лет определяла советскую и восточноевропейскую концепцию университета.

Гумбольдтовская модель университета стремилась к всестороннему компромиссу: академическая свобода при одновременной ответственности перед потребностями государства и общества; объединение задач образования с заботами науки, не связанной какими-либо определенными целями. Эта же модель университета закреплена во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века (Париж, 1998г.).

Отдельным этапом в развитии философского смысла академической свободы стали труды американских философов Джона Дьюи и Apтура Лавджоя, инициаторов создания Американской ассоциации университетских профессоров и разработки Декларации принципов академической свободы.

Многие положения этой декларации позднее легли в основу Декларации об академической свободе и автономии университетов (Лима, 1990 г.), принятой международной неправительственной организацией «Всемирная служба университетов» (Magna Charta Universitatum). В ней академическая свобода трактуется как комплекс прав и свобод учащих и обучающихся в секторе высшего образования, условие реализации миссии университетов, демократическое самоуправление.

Этому же принципу следует и Болонский процесс. На съезде европейских ректоров в 1988 году в честь 900-летия Болонского университета была принята «Великая хартия европейских университетов».

В ней говорится: «Университет действует внутри обществ с различной организацией, являющейся следствием разных географических и исторических условий, и представляет собой институт, который критически осмысливает и распространяет культуру путем исследования и преподавания. Чтобы отвечать требованиям современного мира, в своей исследовательской и преподавательской деятельности он должен иметь моральную и научную независимость от политической и экономической власти». Великая хартия европейских университетов [электронный ресурс].

URL: http: //5legko.com/ru/velikaya-hartiya-evropeiskih-universitetov/

Следующий этап развития академических прав и свобод — это съезд ректоров в г. Саламанке (Испания) в 2000 году. На нем была подчеркнута приверженность современных университетов принципам автономии и подотчетности, ценностям академической свободы. Это означает, что вузы имеют право:

определять свои собственные стратегии;

выбирать приоритеты в учебной и исследовательской работе;

формировать образовательные программы;

устанавливать критерии отбора преподавателей;

Таким образом, мы наблюдаем, что на любом этапе историческом этапе развития университетов термин «академические права и свободы» не терял своего основного содержания. И в настоящее время российские университеты, стремясь занять достойное место в системе международного рейтинга качества высшего образования, неизбежно вынуждены будут придерживаться основных принципов академических прав и свобод, определяемых традициями и международными документами.

Академические права и свободы педагога

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 мая 2015 г. N 466

О ЕЖЕГОДНЫХ ОСНОВНЫХ УДЛИНЕННЫХ ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОТПУСКАХ

В соответствии со статьей 334 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 части 5 статьи 47, частью 7 статьи 51 и частью 4 статьи 52 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков работникам, замещающим должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей, согласно приложению .

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 40, ст. 3935);

постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 г. N 726 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 724» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 49, ст. 4779);

постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2007 г. N 283 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 724» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 21, ст. 2507);

пункт 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 34, ст. 3926);

постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 576 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 724» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3818);

постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 502 «О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 724» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 22, ст. 2874);

пункт 6 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 581 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3577).

к постановлению Правительства

от 14 мая 2015 г. N 466

ЕЖЕГОДНЫЕ ОСНОВНЫЕ УДЛИНЕННЫЕ ОПЛАЧИВАЕМЫЕ ОТПУСКА

РАБОТНИКОВ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ, А ТАКЖЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ, РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

ЭТИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ

Наименование должностей работников

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска

I. Дошкольные образовательные организации

1. Педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (далее — номенклатура должностей), за исключением должностей педагогических работников, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего раздела

2. Руководители, должности которых указаны в подразделе 1 раздела II номенклатуры должностей, за исключением должностей руководителей, указанных в пункте 5 настоящего раздела

3. Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью, за исключением должностей руководителей, указанных в пункте 6 настоящего раздела

4. Педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении

5. Руководители, должности которых указаны в подразделе 1 раздела II номенклатуры должностей, работающие в образовательных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении

6. Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, работающие в образовательных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью

II. Организации дополнительного образования

1. Педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, за исключением должностей педагогических работников, указанных в пунктах 4 и 7 настоящего раздела

2. Руководители, должности которых указаны в подразделе 1 раздела II номенклатуры должностей, за исключением должностей руководителей, указанных в пункте 5 настоящего раздела

3. Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью, за исключением должностей руководителей, указанных в пункте 6 настоящего раздела

4. Педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, работающие в организациях дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств)

5. Руководители, должности которых указаны в подразделе 1 раздела II номенклатуры должностей, организаций дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств)

6. Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, организаций дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств) при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью

7. Педагоги дополнительного образования, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

III. Общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования

1. Педагогические работники, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей, за исключением должностей педагогических работников, указанных в пункте 5 настоящего раздела

2. Руководители, должности которых указаны в подразделе 1 раздела II номенклатуры должностей

3. Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью

4. Воспитатели, музыкальные руководители, работающие в группах для обучающихся дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении

5. Воспитатели, музыкальные руководители, работающие в группах для детей дошкольного возраста, за исключением воспитателей и музыкальных руководителей, указанных в пункте 4 настоящего раздела

IV. Организации, осуществляющие обучение

1. Педагогические работники, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей, за исключением должностей педагогических работников, указанных в пункте 2 настоящего раздела

2. Педагогические работники, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей, работающие в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, организациях, осуществляющих социальное обслуживание, а также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых в соответствии со статьей 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

| Приложения: LAW179568_0_20150923_131656_54096.rtf

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Дата подписания: 29.12.2012 Дата публикации: 31.12.2012 00:00 Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

3 . Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

6 . В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися . Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

| Приложения: zakon_ob_obrazovanii 1.doc

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 декабря 2010 г. N 2075 г. Москва «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

Дата подписания: 24.12.2010

Дата публикации: 11.02.2011 00:00

Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19709

В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616) и пунктом 5.2.78 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:

1. Установить педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560; 2007, N 24, ст. 2928; 2008, N 34, ст. 3926).

Министр А. Фурсенко

3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:

20 часов в неделю — учителям-дефектологам, учителям-логопедам, логопедам;

1. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке .

2. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

3. За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

| Приложения: pedagog-dok.doc

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»»

Должностные обязанности. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья). Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные программы. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

Смотрите еще:

  • Нежилое помещение в новочеркасске Плановое отключение: на один день Новочеркасск останется без газа В городе 9 августа проведут плановое отключение газоснабжения. В Новочеркасске 9 августа будет плановое отключение газоснабжения. В администрации города уточнили время - с 08:00 до 20:00. Так, […]
  • Как получить выписку из егрип бесплатно онлайн Получение выписки из ЕГРИП онлайн бесплатно При совершении сделок или составлении договоров с физическими или юридическими лицами приходится сталкиваться с необходимостью выписок из ЕГРИП или ЕГРЮЛ. Так почему выписка из ЕГРИП имеет столь важную особенность, для […]
  • Ст 116 ук рф средняя тяжесть Что грозит за побои средней тяжести: наказание виновника по закону Мало у кого вызывает сомнение, что нанесённые серьёзные повреждения организма пострадавшего останутся безнаказанными. Если виновный в результате избиения вывел организм пострадавшего из строя, но без […]
  • Машина куплена в браке оформлена на мужа Делится ли квартира, купленная в браке, если собственник один Делить недвижимость, приобретённую в браке, всегда сложно и долго. В этом деле существует множество нюансов, часть которых закреплена законодательством, а другую необходимо доказывать во время рассмотрения […]
  • Конституция рф права ребенка в семье Права ребенка в РФ У ребенка, как у любого гражданина РФ, существуют свои права. Но далеко не всегда они соблюдаются. Малышам защитить свои права труднее всего, ведь они не знают о существующих законах и о том, как они вправе поступить. Школьное образование […]
  • Материнский капитал на жилье 2018 Материнский капитал на покупку жилья По данным на начало 2018 года, года более 92% семей, подающих в ПФР заявление на использование материнского капитала, желают направить средства на улучшение жилищных условий. Общие требования, по которым законом разрешается […]
  • Emex вернуть товар Возврат товара на Emex: условия и сроки Приобрел запчасти на Emex, но на СТО мне сообщили, что я заказал не то, что нужно. Скажите, могу ли я вернуть или обменять запчасти? Прошла неделя, чек я сохранил. Внимательно ознакомьтесь с условиями заказа и возврата товара […]
  • Права врачей скорой помощи Куда жаловаться на скорую помощь: это должен знать каждый Куда пожаловаться на скорую помощь в ситуациях кода врачи допустили ошибку, оказали некачественную услугу в отношении больного или совершили другие действия, которые можно расценивать как […]